Эксперты Бизнес-Кластера "РАЭК / Fashion Tech": для многих компаний из разных отраслей цифровые технологии стали инструментом смягчения последствий кризиса
Дата публикации: 16 июля 2020
24 июня Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам совещания о ситуации в лёгкой промышленности, состоявшегося 3 июня 2020 года. Перечень содержит 20 поручений, наиболее важные из которых:
-
создание объектов инфраструктуры и промышленных площадок для производства продукции легкой промышленности;
-
развитие дистанционных способов продажи товаров;
-
включить в общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения, меры по развитию легкой промышленности в целях повышения ее конкурентоспособности;
-
совместно с Правительством Ивановской области представить предложения по вопросу государственной поддержки пилотного проекта создания технопарка на территории Ивановской области, направленного на привлечение и развитие предприятий легкой промышленности, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, при участии ведущих организаций, осуществляющих торговую деятельность посредством продажи товаров дистанционным способом, и возможного тиражирования данного проекта на территории Российской Федерации. (Подготовить совместный доклад Мишустин М.В., Воскресенский С.С. до 31 июля);
-
Высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовать рассмотреть вопрос и принять при необходимости решения о предоставлении субсидий предприятиям легкой промышленности на возмещение части затрат на продвижение отечественной продукции легкой промышленности на электронных торговых площадках и (или) на оплату услуг по созданию собственного интернет-магазина. (до 1 сентября).
Помимо глобального тренда по локализации производств, ситуация с пандемией показала насущную необходимость развития производственной и сырьевой базы внутри страны.
Что касается “развития дистанционных способов продажи товаров”, то, конечно, для брендов присутствие в онлайне сегодня это уже обязательное условие развития. Карантин дал почувствовать преимущества использования цифровых технологий и форсировал процесс перехода компаний в цифровую среду.
Для многих компаний из разных отраслей цифровые технологии стали инструментом смягчения последствий кризиса. Сегодня онлайн продажи это неотъемлемая часть стратегии любого бренда. Присутствие на маркетплейсах - это быстрый доступ к большой аудитории, а собственные онлайн магазины позволяют развивать прямые продажи и отказываться от дистрибьюторов.
Но необходимо также выстраивать экосистемы, способные объединить участников рынка, от бренда до потребителя, точнее сказать ещё шире: от планирования и создания продукта на основе анализа данных, до переработки этого продукта по истечению срока жизни. Т.е. экосистемы, где будет синхронизироваться и производство, и ритейл, и дистрибуция, и цифровой профиль потребителя, и bigdata и тд. Мы уже не можем рассматривать производство продукции индустрии моды в отрыве от анализа индивидуального спроса и данных потребителя (цифровой профиль: биометрические данные, предпочтения, совершенные покупки, образ жизни). В любом случае дальнейший успех будет определяться цифровыми технологиями и инновациями. Поэтому сегодня крупнейшие ритейлеры превращаются в полноценные компании, развивающие FashionTech сегмент.
Эффективность развития всей отрасли зависит, не только от адаптации и внедрения, там где нужно, лучших международных практик и технологий в отдельных компаниях, но и от интеграции различных участников рынка. Здесь как раз будут полезны инициативы РАЭК и СОЮЗЛЕГПРОМ. Для технологического рывка важна консолидация участников и объединение усилий лидеров индустрии, технологических компаний и стартапов для совместной проработки платформ и сервисов, тиражирования цифровых компетенций на всю отрасль.
Основная ловушка, которую нам сейчас критически важно избежать, это возможный разрыв между реальными потребностями рынка, и тем, что компании могут и хотят создавать, а промышленность готова и может производить.
С одной стороны мы ведь не хотим вернуться в ситуацию плановой экономики СССР, когда с точки зрения производства страна уже была практически независимой от внешних поставщиков (позитивный фактор - одна из наших целей и сегодня), но те товары, которые мы создавали (фактор моды и стиля), а затем производили, кроме как “легкой промышленностью”, больше никак нельзя было назвать - конечно это была не “модная индустрия”. С другой стороны мы не можем допустить ситуацию, когда наши бренды и дизайнеры, заинтересованы только в определенных нишах рынка, а остальное “можно продолжать импортировать из Китая”.
Поэтому если же и сейчас продолжать говорить отдельно о “способах продажи” и отдельно о “способах производства”, какими бы современными и цифровыми они не были, то эти два сегмента никогда не начнут прямой диалог. А “фактор моды” (дизайнеры, бренды, тенденции, факторы влияния) будут продолжать жить и работать на своей волне, создавая то, что потом невозможно эффективно произвести (ошибки создания продукта), или же попросту никому не нужно (ошибки планирования), т.е.в конечном итоге приведет к ненужному перепроизводству и неэффективному расходу и без того ограниченных ресурсов. При этом если для самого производства по-прежнему останется важнее всего производить товары “дешевле, быстрее и эффективнее”, невзирая на обратную связь с рынком, то мы снова проиграем в битве за независимый, но по-настоящему “модный” рынок Российского легпрома.
Надеюсь, что за скромной формулировкой “развитие дистанционных способов продажи товаров” на самом деле кроется и производство 4.0 и виртуализация всей цепочки ценности от дизайнера до покупателя.
В принципе мы уже сейчас можем собрать пилотные бизнес - вертикали из набора как зрелых компаний, так и технологических стартапов, полностью построенные на цифровых технологиях и преобразующие индустрию одежды, обуви и аксессуаров. Однако, поскольку потенциальных участников такого интеграционного процесса достаточно много, на голом энтузиазме он не сработает. Возможно, имеет смысл ориентироваться на быструю реализацию такого процесса государственных спонсоров и/или НТИ, где уже достаточно много было сделано по линии FashionNet в виде аналитики и синтеза разнообразных дорожных карт, но для достижения результата нужно экспериментировать в реальной обстановке. Иначе, невзирая на поддержку производства и цифровизацию, не образуется портфель “цифровых” компаний, в которые есть смысл инвестировать для того, чтобы обновлённая индустрия заработала.
Период турбулентности - это лучшее время для естественного процесса отмирания нежизнеспособного и укрепления востребованного.
То есть настоящий момент - это отличная возможность для укрепления новых грамотных инициатив. Сегодня бессмысленно думать в терминах “натурального хозяйства” и строить защиту от импорта. Иначе получится “вот и слушайте свою песню “валенки”. Мне кажется, что индустрию необходимо ориентировать на уровень, который отвечает конкурентоспособности на глобальном рынке. Государству имеет смысл поддерживать только те ниши, которые имеют потенциал этой конкурентоспособности. Но ничего не произойдет, если нет специалистов, адекватных времени. Например, если дизайнерам не будет органична автоматизация дизайнерских процессов, мерчендайзеры не смогут строить финансовые модели, байеры не будут “дружить” с Excel и т. д., и при этом балансировать меж “красотой и деньгами”. В таком случае не появятся те, кто смогут загрузить заказами промышленность. В общем, все начинается с адекватного времени системы образования.