Детский Рунет 2019. Отраслевой доклад

Дата публикации: 26 марта 2020

Детский Рунет 2019. Отраслевой доклад

“Институт исследований интернета” подготовил отраслевой очередной доклад “Детский Рунет 2019”, формирующий набор метрик для оценки состояния и тенденций развития детского сегмента интернета в России.

Доклад является результатом серии исследований, проведённых в конце 2019 года специально для аналитического проекта “Детский Рунет” “Институтом исследований интернета”, фондом “Общественное мнение” и компанией Mediascope. Исследований проводились при отраслевой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, а также компании “Лаборатория Касперского”, РОЦИТ и ассоциации “Интернет-видео”.

СКАЧАТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ДОКЛАДА «Детский Рунет 2019» (PDF 2Мб)

Аудитория Детского Рунета

26 млн. человек посещают сайты c детским контентом (+6,1%). На платформах, включая социальные сети и видеохостинги, потребителей детского контента 45 млн. человек (+ 9,7%). Включая детей и родителей из стран ближнего и дальнего зарубежья, совокупная аудитория Детского Рунета 59,3 млн. человек (+12%).

Наиболее популярные практики у детей в интернете по мнению родителей: онлайн-игры (в т.ч. просмотры стримов – онлайн-трансляций того, как играют другие) – 59% детей, просмотр видео (фильмы, мультфильмы, видеоблоги и т.д.) – 53% детей, потребление образовательного контента (видеоуроки, лекции и т.д.) – 42%.

Аудитория Детского Рунета

Что смотрят российские дети

На платформах популярных онлайн-кинотеатров Рунета в 2019 году наиболее популярны были мультсериалы. В десятку лидеров по количеству просмотров вошли “Маша и Медведь” (299 млн. просмотров), “Лунтик и его друзья” (230,69 млн. просмотров, “Барбоскины” (197,8 млн. просмотров).

Youtube — наиболее популярный сайт для просмотра детского видео-контента. Среди популярных у детей youtube-каналов преобладают видеоблоги (влоги), анимация и контент, связанный с популярными онлайн-играми.

Популярным развлечением у юной аудитории остаётся телевидение. Телеканал “Карусель” по итогам 2019 занимает 3-ю позицию среди наиболее популярных телеканалов у населения России в возрасте 4-44 года.

Безопасность детей в интернете

По мнению родителей, главной угрозой для детей в интернете является порнография и эротический контент. Так считают 14,9% родителей. На втором месте среди угроз (10,8% ответов) располагается контент о суициде и так называемые “группы смерти”. На третьем месте (9,9%) контент, содержащий жестокость и агрессию.

79,1% родителей юных интернет-пользователей ответили, что следят за тем, что их дети делают в интернете, 20% родителей не следят за действиями детей в Сети, и только около 1% затруднились ответить на этот вопрос.

72,5% родителей считают актуальной проблему защиты персональных данных детей, 13,8% с этим не согласны, 8,6% не смогли ответить на данный вопрос, а чуть более 5% вообще не слышали о проблеме защиты персональных данных.

Комментарии экспертов

Мы видим несколько очень позитивных тенденций. Первая – рост спроса на отечественную продукцию.

Из 10 мультфильмов в топах просмотра – 8 российские. При этом первые пять позиций занимают целиком российские мультфильмы. И это реально круто. Вторая – не менее трети аудитории составляют люди, живущие за пределами РФ. И это значит, что наша детская продукция конкурентоспособна и на внешних рынках. Третья – аудитория детских ресурсов Рунета продолжает уверенно расти. Причем в 2019 году она заметно отъела зрителей у YouTube. Там, видимо, послушались совета некоторых наших товарищей, выступающих за запрет рекламы в детских программах, фильмах и передачах. Ну, и потеряли значительную долю аудитории. Заодно показали всем остальным, что надо сделать для того, чтобы отбить желание работать с детским контентом. И четвертая – мы видим, что заметно увеличилось число родителей, которые уделяют внимание тому, что их дети делают в интернете. А это явное свидетельство роста медиа грамотности..

Алексей Волин

АлексейВолин

Заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций

Результаты исследования наглядно демонстрируют растущую потребность в обучении цифровой грамотности все большего числа пользователей – как детей, так и их родителей.

Необходимо предоставлять населению доступ к надежным каналам и материалам для развития цифровых компетенций. Создавать и популяризировать качественный позитивный контент. Доступное и качественное обучение – залог безопасной и комфортной интернет-среды.

Именно на этом сфокусированы все проекты РОЦИТ и из этой потребности родилась акция Цифровой Диктант. В прошлом году акция вызвала широкий интерес среди пользователей, но не все успели принять участие. Поэтому в этом году мы увеличили срок проведения до двух недель и ждем еще больший охват. Кроме того,в 2019 году мы работали в основном сетевым сообществом, которое уже активно вовлечено в цифровую среду.

Цифровой Диктант впервые прошел в 2019 году и стал самой масштабной акцией по определению цифровой грамотности. В 85 регионах РФ диктант прошли почти 40 000 пользователей. В этом году акция пройдет с 28 марта по 11 апреля. В рамках акции планируется охватить в два раза больше участников.

Сергей Гребенников

СергейГребенников

РОЦИТДиректор

Хотим мы того или нет, вся жизнь современного ребёнка в том или ином виде связана с технологиями.

В сети дети находят много полезного и интересного для себя контента, но, безусловно, бесконтрольное использование интернета связано с определенными рисками. Задача родителей в этой ситуации — быть в курсе того, с чем может столкнуться ребёнок в интернете и научить его безопасно проводить время в онлайне, а также соблюдать определенные правила поведения в сети. Для того, чтобы освоение цифрового мира было для детей безопасным, стоит использовать специальные программы родительского контроля. Лучше выбрать те, которые умеют работать с социальными сетями и мессенджерами, но не могут читать переписку ребёнка, чтобы не нарушать его личное пространство.

Андрей Сидоренко

АндрейСидоренко

“Лаборатория Касперского”Эксперт по детской безопасности

Дети смотрят одни и те же мультфильмы по много раз, не теряя к ним интереса.

Мультсериалы в среднем популярнее полнометражной анимации, но не потому, что время потребления ограничено, а потому что популярный детский контент длиной более часа, как правило, находится в платном доступе, тогда как анимационные сериалы широко доступны по бесплатной рекламной модели. Кстати, предположу, что в ближайшее время стоит ожидать роста покупок платных подписок на детский контент, чтобы избавить детей от просмотра рекламы.

Алексей Бырдин

АлексейБырдин

Ассоциация “Интернет-видео”Директор

Телевидение остается одним из наиболее охватных медиа в России, в том числе среди детской аудитории.

По данным Mediascope, в 2019 году хотя бы раз в месяц телевизор включали 97% жителей крупных городов в возрасте 4-17 лет, а каждый день ТВ смотрела половина детей. Хотя детская аудитория смотрит ТВ не так много, как старшие возрастные группы, телепросмотр самых юных зрителей менее фрагментированный. Так, дети в возрасте 4-8 лет более 60% времени просмотра тратят на мультфильмы и мультсериалы, и выбирают, в основном, несколько детских телеканалов. Хотя, чем старше становится ребенок, тем больше он смотрит передачи других жанров, а в топе каналов появляются крупные развлекательные вещатели. Особенность детского телепросмотра еще и в том, что около 40% своего времени у телевизора дети проводят совместно со взрослыми – это самый высокий показатель совместного просмотра среди всех возрастных групп.

Ксения Ачкасова

КсенияАчкасова

MediascopeИсполнительный директор

СКАЧАТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ДОКЛАДА «Детский Рунет 2019» (PDF 2Мб)

Результаты исследования «Детский Рунет 2019» были представлены на совещании у заместителя министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Алексея Волина. В совещании также приняли участие представители Администрации Президента РФ, МВД, Роскомнадзора, Минпросвещения, а также экспертное сообщество.

Детский Рунет 2019

Источник: https://internetinstitute.ru/childrunet2019/