Визионерский HOT-List “Рунет 2020”
Дата публикации: 17 декабря 2019
Что нас ждет в 2020 году?
В рамках конференции “Рунет 2019: итоги года” был также презентован визионерский HOT-LIST трендов 2020 года.
Технологии |
Privacy by default |
Конфиденциальность по умолчанию — тренд, получивший развитие с принятием европейского GDPR. Данное понятие означает, что пользователь не должен предпринимать никаких действий для защиты своей конфиденциальности - необходимые технические и организационные меры должны быть приняты заблаговременно владельцами интернет-сервисами и другими лицами, обрабатывающими данные пользователей. Данный тренд |
|
VR/AR |
Виртуальная и дополненная реальность в 2019 году немного отошли на второй план, однако в будущем году ожидается, что ведущими компаниями будет представлен ряд инструментов нового поколения, которые сделают VR/AR-устройства более доступными, что, в свою очередь, породит новую волну интереса к данным технологиям. |
|
Робототехника |
Роботы становятся все более совершенными. Сегодня роботы в основном применяются в сфере промышленности и в сфере услуг, однако с развитием нейронных сетей и технологий распознавания речи роботы будут становится все более “человечными”, что приведет к развитию персональных роботов, например, роботов-компаньонов или помощников по дому. |
|
eSim |
Встроенные сим-карты не только облегчают жизнь пользователей, помогая практически бесшовно сменить оператора. Это также одна из технологий, которые обеспечивают развитие интернета вещей, поскольку электронная сим-карта не только хранит данные о подписке, но и поддерживает их удаленную загрузку. |
|
Искусственный интеллект |
Технологии ИИ находят все более широкое применение в различных отраслях экономики. Множество применений, наличие доступных решений и существенные выгоды от внедрения означает дальнейшее расширение применения технологий ИИ. Дополнительным стимулом в России является принятие в октябре 2019 года национальной стратегии по развитию искусственного интеллекта до 2030 года. |
Экономика |
Падение рекламного рынка |
Уже в этом году интернет опередил телевидение по доходам от рекламы. В будущем году снижение доходов от рекламы в традиционных СМИ продолжится. |
|
Региональные проекты |
Регионы активно включились в развитие цифровых проектов. Во многих регионах России открываются локальные стартап-инкубаторы и акселераторы, проводятся конкурсы для ИТ-проектов, обучающие программы для студентов и школьников, организуются хакатоны и конкурсы ИТ-проектов. |
|
Кризис мировой торговли |
Торговая война между США и Китаем негативно сказывается на росте мировой экономики. Особенно велики риски для поставок технологических товаров, что уже сказалось на таких мировых гигантах, как Huawei. В свою очередь напряженность в сфере торговли и технологий повышают неопределенность, что отрицательно сказывается на настроениях инвесторов. |
|
Рост кредитования |
Онлайн-кредитование - один из наиболее растущих сегментов рынка финансовых технологий. Дальнейшему росту рынка будет способствовать расширение аудитории интернета и рост доверия к интернет-сервисам, а также повышение технологического и сервисного уровня игроков. |
|
Поглощения / консолидация рынка |
Данный тренд является показателем перехода российского интернет-рынка в стадию зрелости. Топовые компании в различных сегментах интернет-рынка продолжат рост, в то время как небольшим игрокам будет все сложнее составлять им конкуренцию. Постепенно такие компании будут либо становиться нишевыми игроками, становиться частью крупных игроков. |
Государство |
Регулирование платформ |
В будущем году ожидаются новые инициативы в сфере регулирования цифровых платформ в части антимонопольного законодательства, размещаемого на них контента и ужесточения требований к их владельцам. |
|
Суверенный Рунет |
Федеральный закон №90-ФЗ о "суверенном Рунете" был принят 1 мая 2019 года и вступил в силу 1 ноября 2019 года, однако до сих пор не утвержден ряд необходимых НПА, работа над которыми продолжится, вероятно, уже в следующем году. |
|
Регулирование данных |
Развитие технологии Больших Данных влечет за собой необходимость урегулирования применения пользовательских данных бизнесом и государственными структурами. Ожидается, что в следующем году работа по введению больших пользовательских данных в правовое поле будет продолжена. С другой стороны ожидается дальнейшее ужесточение ответственности за нарушение правил обработки персональных данных. |
|
Регулирование контента |
Тренд на регулирование соцсетей и контента в части фильтрации противоправного контента и ответственности за его размещение, который отмечается уже на протяжении двух лет, сохранится. |
|
Пересмотр программ развития и институтов |
В 2020 году возможно внесение ряда изменений в мероприятия федеральных проектов национальных программ по развитию цифровой экономики России, что может повлечь за собой изменения состава исполнителей данных мероприятий и ответственных за их исполнение институтов. |
Общество |
90% россиян в интернете |
Уже сегодня 78% россиян регулярно пользуются интернетом. При сохранении темпов роста аудитории в 2020 году проникновение интернета среди жителей России достигнет 90%. При этом к сети активно подключаются люди старшего поколения — 65+. |
|
Эволюция потребления информации |
Одновременное использование нескольких устройств — обычное явление для современного человека. Как следствие, потребление информации становится более фрагментарным, удерживать внимание пользователя длительное время становится все сложнее. На первый план выходят такие форматы, как изображение и видео. Потребление текста сокращается, он превращается в дополнение к картинке. |
|
Пятая власть |
Степень доверия к традиционным СМИ падает. Интернет становится основным источником получения информации и местом, где люди проводят все больше времени — общаются, делятся мнениями, обсуждают, спорят. |
|
Глобализация молодежи |
Молодежь — наиболее активные пользователи интернета. Сегодняшнее молодое поколение обладает знанием иностранных языков и имеет доступ к международным ресурсам. Они читают одни и те же форумы и участвуют в одних и тех же сообществах. Они имеют возможность смотреть международные премьеры одновременно со всем миром и тут же обсуждать их в социальных сетях. Как следствие формируется универсальное информационно-смысловое поле, в котором национальные и социокультурные особенности отходят на второй план. |
|
Экономика совместного потребления |
Осознанное потребление, обеспокоенность проблемами экологии и стремление к сокращению влияния человека на окружающую среду являются одними из стимулов развития экономики совместного потребления. С другой стороны стимулом является развитие интернет-платформ и формирование на их основе сообществ с высоким уровнем доверия и гарантий надежности сделок. |