РАЭК на ПМЭФ 2019: состоялся “CDO&IT-завтрак”
Дата публикации: 8 июня 2019
Ранним утром заключительного дня Петербургского Международного Экономического Форума (ПМЭФ 2019), 8 июня, состоялся традиционный ИТ-завтрак, организаторами которого на протяжении 8 лет выступают РАЭК, РВК, Руссофт, а с 2019 года присоединилось АНО "Цифровая экономика".
В этом году мероприятие изменило свой формат и название, теперь оно проходит под именем “CDO & IT-завтраком”.
С докладами выступили:
- Евгений Ковнир, Генеральный директор, АНО «Цифровая экономика»
- Валентин Макаров, Президент, НП «Руссофт»
- Ольга Алгаерова, Исполнительный секретарь, Европейская экономическая комиссия Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН)
- Мария Габриэль, Комиссар по вопросам цифровой экономики и общества, Европейская комиссия
- Сергей Плуготаренко, Директор, Ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК)
- Александр Повалко, Генеральный директор, председатель правления, АО «РВК»
- Тигран Худавердян, Управляющий директор, Яндекс
- Евгений Чаркин, Директор по информационным технологиям, ОАО «Российские железные дороги»
- Виктория Щербакова-Слюсаренко, Исполнительный директор, Ассоциация «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ)
- Марина Жунич, Директор по взаимодействию с органами государственной власти, Google LLC
Процессы цифровой трансформации являются драйверами научно-технологического развития национальной экономики, закладывающими основы технологического лидерства России на глобальной арене.
Цифровизация транспортной отрасли России, являющейся ключевым элементом архитектуры международных транспортных коридоров между Европой и Азией, – одна из приоритетных государственных задач, определяющих конкурентоспособность экономики и развитие транзитного потенциала страны.
Внедрение прорывных сквозных технологий в транспортно-логистическом секторе, в том числе искусственного интеллекта, и масштабирование их использования сможет в ближайшем будущем обеспечить России лидирующие позиции на мировом рынке.
Директор РАЭК Сергей Плуготаренко выступил с докладом на тему “Как мобильные технологии, онлайн-геосервисы и большие данные влияют на цифровую трансформацию современного бизнеса, и какой вклад вносят в Цифровую экономику и в ВВП в целом”.
Одной их ключевых технологий цифровой трансформации транспорта являются геосервисы. Их можно сравнить сегодня электричеством для транспортной и логистической трансформации бизнеса в цифру: они принимаются как данность, но если их выключить, то транспорт вернется к “аналоговому” состоянию.
По оценкам Google, выгода от роста производительности, связанного с использованием геосервисов, превышает стоимость самой геопространственной индустрии в 20 раз. Например, цифровые карты в России способствовали продажам на общую сумму до 5 429 млрд руб. Среднестатистический российский пользователь цифровых карт совершает 50 покупок в год с их использованием. Это больше, чем в Европе (42 покупки), Северной Америке (32 покупки) и Африке (29 покупок).
По данным Яндекс.Такси 60% городского населения России охвачено локальными цифровыми сервисами, имеющими в основе геосервисы - такси, доставка готовой еды, локальные афиши, курьерские услуги (по данным Яндекс.Такси), однако большинство пользователей проживает в крупных городах, в то время как в более чем 70% малых городов (с средним населением в 25 тыс. человек) локальные цифровые сервисы полностью отсутствуют.
В малых городах интернет преимущественно используется для общения. Проникновение цифровых сервисов на территорию страны зависит не только от появления новой инфраструктуры, но и от привычек российских граждан. Если инфраструктурная часть «цифрового неравенства» между регионами постепенно уменьшается, то готовность россиян воспринимать новые форматы услуг в малых городах пока находится на невысоком уровне.
Причиной этого является «кумулятивный эффект» таких факторов, как более низкий уровень образования и доходов, высокая доля пожилых людей и т.д.
Изучить презентацию
Напомним, что в рамках 23-го Форума РИФ+КИБ 2019, прошедшего в апреле этого года, РАЭК презентовала свежие данные исследования “Экономика Рунета 2018-2019”.
РАЭК разработала собственных подход к аналитике и подсчету основных показателей, ознакомиться с главными выводами исследования можно здесь: https://raec.ru/live/raec-news/10946/
Приводим также дайджест цитат некоторых спикеров мероприятия:
Алексей Семенов, заместитель министра транспорта РФ:
Нет сомнений в том, какое значение оказывает Россия в области мирового транзита. Наша зада – применив цифровые технологии, повысить качество транспортных услуг.
Ольга Алгаерова, Исполнительный секретарь, Европейская экономическая комиссия Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН):
Уже 72 года мы работаем над выработкой стандартов в сфере транспорта и окружающей среды в нашем регионе.
В вопросах цифровизации мы должны сохранять бдительность. Ведь в случае, например, с беспилотными автомобилями, нам пока непонятно, кто юридически занимается данным вопросом. Мы приглашаем вас принимать участие в нашей работе.
Мария Габриэль, Комиссар по вопросам цифровой экономики и общества, Европейская комиссия:
Цифровые технологии стали частью нашей жизни. Сейчас эти технологии пропитаны во всей экономике и во всем обществе.
Поэтому для нас цифровые технологии – одна из приоритетных задач и мы ориентируемся на человекоцентричный подход. Если у нас нет специально обученных людей, которые могут контролировать работу всех систем, ничего не получится. Важно также отметить, что необходимы инвестиции в новые технологии.
Александр Повалко, Генеральный директор, председатель правления, АО «РВК»:
Мы помогаем рабочим группам, бизнесу реализовывать проекты в цифровой среде. Некоторые проекты так или иначе связаны с транспортной отраслью.
Мы столкнулись с барьерами как технологического так и юридического характера. У нас есть возможность пробовать разные решения, но для этого нужны свежие идеи и разнообразие позиций.
Тигран Худавердян, Управляющий директор, Яндекс:
Мы боремся за время. Все наши сервисы и технологии нацелены на то, чтобы ускорить жизнь человека.
Все сервисы, которые сейчас известны – это инженерные задачи, которые надо решать для того, чтобы они оптимально расходовали инфраструктуру города. Мы считаем, что развитие мультимодальных технологий - критическе важно. Но возможно только при доступе к данным.
Евгений Чаркин, Директор по информационным технологиям, ОАО «Российские железные дороги»:
В рамках программы цифровой трансформации мы разрабатываем 8 платформ, которые будут синхронизированы с программой “Цифровая экономика”.
Была обозначена необходимость формирования мультимодальной среды для пассажиров. Уже сегодня 7 перевозчиков работают на этой платформе, подготовили плацдарм для создания и предоставления услуги для наших клиентов. Если говорить о дальнейших планах, то планируем возможность продажи мультимодальных билетов в регионах, других странах. Параллельно активно развиваем платформу грузовых перевозок. За 2019 год наблюдаем +40% к кол-ву клиентов работающих на ней в 2018 году. В планах здесь – мультимодальность. Мы постепенно идем на то чтобы максимально снизить затраты для работников рынка. Мы внедряем смарт-контракты на октябрьской железной дороге. Все эти инициативы сведены в стратегию цифровой трансформации.
Виктория Щербакова-Слюсаренко, Исполнительный директор, Ассоциация «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ):
Наша ассоциация должна стать голосом бизнеса для принятия решений.
Крупные транспортные задачи – увеличение грузовых перевозок, развитие логистических секторов, развитие транспортных коридоров по территории России и увеличение транзитного потенциала - здесь есть узкие места. В частности, переход компаний на различные ИТ-платформы. Вопрос заключается в том, что у каждой крупной транспортной компании существует свое технологическое решение. Пользователь должен вносить одни и те же данные в различные системы. Нужны системы, которые позволяют передавать данные между различными решениями, которые уже существуют.
Евгений Филатов, “СКБ Контур”:
Электронный документооборот в транспорте и логистике=проблемы с электронными транспортные накладные.
Много уже сделано в этом направлении, но считаю важным, чтобы одновременно с такими документами выходили документы, которые описывали бы, как это все будет работать. Проекты этих документов уже есть. Сейчас дело за малым – надо чтобы они были приняты.
Михаил Кудинов, “Veroute”:
Передача данных в трансграничных маршрутов важна. Государство могло бы взять на себя эту задачу и стать оператором.
Юлия Кудрявцева, “Форсайт”:
Эффективность каждого элемента цепочки когда говорим о мультимодальности крайне важна.
Дмитрий Дырмовский, Генеральный директор, член совета директоров, Центр речевых технологий:
Уже сегодня существуют надежные биометрические решения, которые могут исполнить мечты миллионов пассажиров.
Есть продукты, и у ЦРТ в том числе, позволяющие человеку пройти от входа в аэропорт или на железнодорожный вокзал до своего места на борту самолета или в поезде, не задерживаясь ни у одной стойки и не доставая ни посадочный билет, ни паспорт. Очевидно, что стартовать можно с внутренних рейсов, а затем масштабировать. Сейчас на Западе и в Азии начинается активное внедрение подобных проектов. Транспортные компании экономят, а пассажиры испытывают меньше стресса и получают больше удовольствия от поездок. В России, имея технологии и продукты мирового уровня, мы ограничены необходимостью изменения целевого регулирования.
В транспортной безопасности биометрия давно и активно применяется. Только наша команда оснастила биометрической системой распознавания лиц более 20 крупных объектов по всей России, в том числе пять аэропортов. Хотелось бы, чтобы данные решения стало возможным внедрять и для качественного улучшения пользовательского опыта и повышения операционной эффективности транспортных компаний.
Дмитрий Шушкин, Генеральный директор, ABBYY Россия:
Российская транспортная отрасль с нашей точки зрения, отстает от других стран с точки зрения автоматизации процессов.
Марина Жунич, Директор по взаимодействию с органами государственной власти, Google LLC:
Под геосервисами мы понимаем не только такси.
Пару лет назад мы посчитали,что совокупно индустрия геосервисов может быть оценена в 6 млрд долларов. На 11% экономится время, которое пользователи затрачивают на комьютинг. Это приносит экономике 11 млрд долларов в год. Продуктивность геосервисов в 20 раз превышает объем самой этой индустрии. Геосервисы – это будущее, которые уже наступило.
Кирилл Меньшов , ПАО “Ростелеком”:
Мы выступаем как телеком и как ИТ-компания.
Пока за кадром остается коммуникация вдоль автотрасс и ЖД-сетей. Если мы идем в сторону полной цифровизации транспортных перевозок, мы должны решить вопрос коннективити.
Посмотреть полную запись выступлений спикеров “CDO&IT завтрака”: https://runet-id.com/event/forumspb19/
Также участие приняли эксперты завтрака:
- Кирилл Меньшов , старший вице-президент Ростелеком
- Павел Адылин, Исполнительный директор, Artezio
- Игорь Бевзюк, Генеральный директор, 2050.Digital
- Игорь Богачев, Генеральный директор, ЦИФРА
- Сергей Гарбук, Директор по научным проектам, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
- Дмитрий Дырмовский, Генеральный директор, член совета директоров, Центр речевых технологий
- Александр Егоров, Генеральный директор, Рексофт
- Михаил Кудинов, Коммерческий директор, VeeRoute
- Юлия Кудрявцева, Директор по стратегическому развитию, Foresight
- Люк Надаль, Председатель правления, GEFCO Group
- Артак Оганесян, Заместитель генерального директора, EPAM Systems
- Виктор Парахин, Заместитель генерального директора, ФГУП «ЗащитаИнфоТранс Министерства транспорта Российской Федерации»
- Владимир Рубанов, Управляющий директор, ООО «Росплатформа»
- Игорь Сарычев, Генеральный директор, ООО «Ланит-Терком»
- Алексей Семенов, Генеральный директор, ГК «Геоскан»
- Алексей Семенов, Заместитель Министра транспорта Российской Федерации
- Юрий Спекторов, Управляющий партнер, Bain & Company CIS
- Кристина Тихонова, Президент, ООО «Майкрософт Рус»
- Евгений Филатов, Генеральный директор, СКБ Контур
- Александр Шульгин, Генеральный директор, Ozon Group
- Дмитрий Шушкин, Генеральный директор, ABBYY Россия
Архив IT-Завтраков
2018 год: IT-завтрак ПМЭФ 2018: Цифровая трансформация бизнеса: международный опыт и российская практика
2017 год: IT-завтрак ПМЭФ 2017: ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА РОССИИ
2014 год: IT-завтрак ПМЭФ 2014: ГЛОБАЛЬНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКОГО IT БИЗНЕСА: РЫНКИ, КАДРЫ, СТРАТЕГИЯ
2013 год: IT-завтрак ПМЭФ 2013: РОССИЙСКАЯ ИТ-/ИНТЕРНЕТ-ИНДУСТРИЯ: ИНВЕСТИЦИИ И БИЗНЕС-КЛИМАТ
2012 год: IT-завтрак ПМЭФ 2012: РОССИЙСКАЯ ИТ-ИНДУСТРИЯ: ВЫЗОВЫ ГЛОБАЛЬНОГО РЫНКА