Управление данными: поиск компромиссов
Дата публикации: 28 сентября 2021
28 сентября в пресс-центре МИЦ «Известия» прошла пресс-конференция, посвященная российскому и зарубежному опыту в сфере управления данными. На ней Центр компетенций по глобальной ИТ-кооперации представил исследование «Совершенствование моделей управления данными. Стимулирование обмена данными между государственным сектором и ключевыми участниками рынка», выполненное в партнерстве с Институтом исследований Интернета и Российской ассоциацией электронных коммуникаций.
В пресс-конференции приняли участие заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России Олег Качанов, генеральный директор Института исследования интернета Карен Казарян, директор Центра глобальной ИТ-кооперации Вадим Глущенко, научный руководитель магистратуры МГИМО «Искусственный интеллект» Анна Абрамова, председатель совета директоров экспортной электронной торговой площадки GlobalRusTrade.com Анна Нестерова.
В своем вступительном слове Олег Качанов акцентировал особое внимание на самом незащищенном субъекте работы с данными – обычном пользователе.
Несмотря на требования цифровизации, ускорение процессов, необходимость развития ИИ на всеобщее благо, нужно очень чутко и ответственно подходить к вопросам защиты граждан, так как именно гражданин - самый незащищенный в триаде государство-бизнес-гражданин, и только государство может и должно его защищать.
В том числе и от последствий сбора данных пользователей ИТ-гигантами для своих коммерческих целей. Впрочем, «перекручивать гайки» тоже нельзя, ведь данные — это топливо для развития искусственного интеллекта. В рамках программ цифровой экономики формируются датасеты, вводятся экспериментальные правовые режимы, которые позволяют попробовать различные варианты работы с данными с учетом наличия инструментов митигации рисков, возможности прекращения экспериментов и так далее, то есть поиск компромиссных решений продолжается.
Впрочем, отношение к интересам граждан в вопросе управления данными в разных странах неодинаково. Представляя результаты исследования, Вадим Глущенко отметил, что в мире преобладают три основных подхода, которые условно можно назвать европейским (где в основе лежат права человека), китайским (где на первое место ставятся интересы государства, обеспечение национальной безопасности и экономической независимости) и американским (где во главе угла - интересы бизнеса). Различие в подходах обусловлено сложившимися правовыми традициями и функциями государства в той или иной стране, что и формирует разные векторы развития правового поля.
В России давно назрела необходимость создания комплексной национальной стратегии в области данных, где будут отражены модель и специфика российских подходов к управлению в области данных.
Очевидно, что от наличия такого документа выиграют все участники процесса управления данными: бизнес, государство, научное сообщество и сами пользователи.
Со стороны бизнеса Анна Нестерова полностью поддержала выводы исследования и заметила, что коммерческому сектору необходимы понятные «правила игры» в сфере управления данными и равные условия работы на российском рынке для отечественных и зарубежных компаний.
Для бизнеса данные — это возможность на их основе формировать инфраструктуру, создавать перспективные сервисы.
При этом мы понимаем, что работать с данными нужно ответственно, соблюдая баланс между коммерческими интересами и защитой персональных данных пользователей.
Карен Казарян в свою очередь отметил, что важно сформировать правила доступа к государственным данным для коммерческих компаний и наоборот, государства – к данным бизнеса.
Доступ государства к данным коммерческих компаний должен базироваться на четырех столпах: пропорциональность в использовании данных, то есть общественное обоснование запросов; определение ограничений, то есть зачем, где и сколько по времени будут использоваться данные; прозрачность механизмов, чтобы у пользователей не возникало недоверия; и справедливое, законное и этичное использование данных.
Озвучивая мнение академического сообщества, Анна Абрамова обратила внимание на то, что системы искусственного интеллекта – главный бенефициар развития системы регулирования оборота данных. Она обратила внимание на то, что вопросы доступа к данным для обучения систем искусственного интеллекта рассматриваются как на национальном и наднациональном уровнях. Причем однозначных ответов на эти вопросы нет ни в России, ни за рубежом.
В этом плане исследование как нельзя кстати поднимает основные проблемы в области управления данными.
Особенно с учетом того, что для нас, как и для многих других стран, актуальна проблема дефицита кадров в сфере data science и искусственного интеллекта, то есть в сфере, где очень важен междисциплинарный подход в обучении.
По итогам дискуссии участники согласились с тем, что в целях достижения баланса интересов государства, бизнеса и пользователей в вопросах управления данными необходимо консолидировать усилия всех заинтересованных игроков, учесть передовые зарубежные практики и подходы и воплотить их в соответствующей национальной стратегии.