Исследование: Объем рынка такси в России может достичь 709 млрд рублей в 2019 году
Дата публикации: 8 октября 2019
Компания “Яндекс”, совместно с Аналитическим центром при правительстве РФ, Ассоциацией Электронных Коммуникаций (РАЭК), а также рядом международных экспертов реализовали исследование рынка такси в России.
Консорциум международных экспертов провел анализ развития такси в крупнейших городах мира. В основу исследования легли данные от департаментов транспорта нескольких мегаполисов мира, среди которых Нью-Йорк, Лондон, Сингапур, Париж, Москва, Шанхай, Токио и Стамбул. Инициаторами и координаторами исследования выступили АНО Цифровая экономика, Гильдия такси при Московской торгово-промышленной палате и Российская ассоциация электронных коммуникаций.
По результатам исследования, Москва вошла в число городов-лидеров по таким параметрам, как время подачи машины и возраст автомобильного парка – в столице он один из самых молодых. Кроме того, у Москвы самый высокий показатель по доходу водителей такси, он составляет от 40% стоимости каждой поездки (для сравнения, в Нью-Йорке – 25%).
Такси — это реальная альтернатива личному автомобилю.
С развитием цифровых платформ у людей меняется подход к потреблению услуг. Заказ такси стал настолько простым и быстрым, что необходимость в собственном авто в крупных городах постепенно снижается. Тем не менее, такси не конкурирует с общественным транспортом – главным образом из-за высокой разницы в стоимости. Так, например, в Нью-Йорке такси дороже в 5 раз, в Москве — в 11 раз. Сегодня в Москве ежедневно совершается около миллиона поездок на такси. Это значит, что сотни тысяч личных автомобилей остались дома, не добавляют «баллов» пробкам и не вредят и без того непростой экологии в городе.
Власти городов из группы «прогрессивной» модели регулирования сделали акцент на введении квалификационных требований к водителям – стаж, возраст, необходимость проходить систему экзаменов и медицинские тесты. Кроме того, эти города вводят нормативы по времени нахождения водителей на линии, а также вводят строгие требования к возрасту и состоянию автомобиля.
Исследование показывает, что города, которые применяют «прогрессивные» механизмы регулирования, показывают устойчивые преимущества по всем показателям. Так, при использовании рыночного подхода снижается время подачи машины (в 2,2 раза быстрее, чем в городах с традиционной моделью), уменьшается стоимость поездки (в два раза). Кроме того, в городах, где применяется консервативная модель регулирования, гораздо выше уровень нелегального извоза (до 50% от всех поездок такси).
Представляем ключевые выводы исследования такси в крупнейших городах:
Такси играет значимую роль для жителей и городов
-
Занимает до 10% пассажиропотока в городах-лидерах в области транспорта
Выполняет уникальную роль в транспортной системе: ночные поездки (до 60% ночного пассажиропотока), связь с транспортными узлами (до 40% трафика аэропортов), перевозки маломобильных пассажиров, мобильность жителей отдаленных районов с низкой плотностью населения
Обеспечивает до 5% занятости экономически активного населения
Такси содействует замещению личных автомобилей и не конкурирует с городским транспортом
- Во всех городах-лидерах доля общественного транспорта в пассажиропотоке растет (напр., Сингапур +5 п.п., Лондон +2 п.п. c 2011 по 2018 г.)
- Существует кратная разница в стоимости поездок такси и общественного транспорта (напр., в Нью-Йорке – в 5 раз, в Москве – в 11 раз)
- Развитие сервисов e-hailing позволило значимо улучшить доступность и удобство такси (скорость подачи снизилась с 20+ минут до 5-7 минут)
Взрывной рост такси с 2011 г. поставил перед городами ряд вызовов, связанных с обеспечением безопасности и удержанием уровня оплаты труда водителей. В ответ города применяли одну из двух моделей регулирования: 1) “Консервативная” (Стамбул, Токио, Шанхай) и 2) “Прогрессивная” (Нью-Йорк, Лондон, Сингапур)
-
“Консервативные” города сохранили устоявшиеся механизмы регулирования (ограничение количества лицензий, ограничение или полный запрет PHV2). Это привело к негативным последствиям для всех участников рынка:
1. Жители: долгая подача (в 2,2 раза дольше чем в «прогрессивных» городах), высокая стоимость поездки (в 2 раза дороже чем в «прогрессивных» городах)
2. Водители: заработок ниже, т.к. до 25% стоимости поездки уходит владельцам/операторам лицензий (политики, бизнесмены или фин. институты)
3. Город: медленное замещение личных авто (<3 п.п. с 2011 г., до 10 п.п. в «прогрессивных» городах), возникает нелегальный рынок (до 50% от всех поездок такси) -
“Прогрессивные” города используют рыночные механизмы регулирования: повышают порог входа в профессию через квалификационные требования (стаж, возраст, система экзаменов, медицинские тесты), применяют нормативы по времени на линии (10-16 часов), а также требования к автомобилю (возраст, экологичность и оборудование для маломобильных жителей). При этом отказываются от регулирования цен и ограничения количества лицензий на PHV. Для контроля используют выделенный ресурс регуляторов, системы штрафных баллов для водителей, платформы онлайн-мониторинга показателей.
Москва находится на стадии становления рынка такси (3,3% от пассажиропотока в 2018 г., Сингапур – 10%, Нью Йорк – 8%). Лидирует по удобству и качеству сервиса такси (один из самых молодых парков в мире, лидер по времени подачи машины), заработку водителя (40%+ стоимости поездки, в Нью-Йорке – 25%3). Потенциальные направления развития регулирования такси в Москве:
-
Безопасность: повышение требований к квалификации водителя при отборе (напр., кол-во ДТП за прошлые 1-2 года, возраст, аккредитация, тесты на алкоголь и наркотики) и во время работы, введение нормативов по времени на линии, создание онлайн-платформы сбора и анализа данных о поездках
-
Доступность сервиса для маломобильных граждан: требование по доле и скорости подачи оборудованных автомобилей, субсидирование
-
Экология: субсидирование экологичных автомобилей (газ и электрокары)