Искусственный интеллект в ритейле: практика российского бизнеса

Все аналитические проекты

ОБ ИССЛЕДОВАНИИ

В начале 2019 года РАЭК и НИУ ВШЭ при поддержке Microsoft провели исследование использования технологий и решений на основе искусственного интеллекта российским бизнесом “Цифровая экономика от теории к практике: как российский бизнес использует искусственный интеллект”. Исследование показало, что Россия относится к числу стран с высоким потенциалом внедрения искусственного интеллекта. Индустриями - лидерами по внедрению и использованию искусственного интеллекта в России являются промышленное производство, банки, телекоммуникации и ритейл.

В сентябре 2019 года была запущена вторая волна исследования - “Искусственный интеллект в ритейле: практика российского бизнеса”, полностью посвященная использованию ИИ российским ритейлом. Важной частью исследования стал сборник кейсов применения ИИ в индустрии ритейла - как зарубежными компаниями, так и лидерами российского рынка. 

Презентация итогов исследования состоялась на ежегодной конференции RIW 2019 12 декабря 2019 года в рамках дискуссионной панели “Применение технологий ИИ в ритейле”.

БРОШЮРА ПО ИТОГАМ ИССЛЕДОВАНИЯ

По ссылке ниже можно скачать PDF-версию брошюры:


“Искусственный интеллект в ритейле: практика российского бизнеса” (PDF, 4.91 MB)

ГЛАВНЫЕ ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование показало, что 42% российских ритейлеров уже сегодня используют технологии и решения на основе искусственного интеллекта, а еще 35% – планируют начать в течение 5 лет. Таким образом, к 2024 году технологии и решения на основе искусственного интеллекта будет использовать 77% российских ритейлеров.

Вместе с тем, работа, необходимая для полномасштабного внедрения искусственного интеллекта в деятельность компании, полностью завершена только у единичных ритейлеров: лишь 2% респондентов отметили, что в их компании полностью завершена разработка процедур и процессов использования искусственного интеллекта, 3% – определение рисков и 4% – обозначение четких ролей и обязанностей по внедрению искусственного интеллекта. Наибольшие сложности у ритейлеров вызывают разработка политик, процедур и процессов, а также обозначение ролей и обязанностей по внедрению. 

В трети опрошенных компаний системная работа по оценке рисков и выгоды от внедрения технологий искусственного интеллекта, составления планов и реорганизации бизнес-процессов только начата, или проделано менее половины работы. Это означает, что сегодня искусственный интеллект в российском ритейле используется скорее фрагментарно, без системной реорганизации бизнеса. Однако, по мнению авторов исследования, в ближайшие 5 лет можно ожидать полномасштабного применения искусственного интеллекта в различных бизнес-процессах, в том числе требующих межсистемных интеграций и внешнего взаимодействия.

Самым популярным решением на основе искусственного интеллекта  у российских ритейлеров является персонализация: 26% респондентов отметили, что персонализация используется в их компаниях. Также широко используются такие решения, как виртуальные помощники и чат-боты (23% респондентов), интеллектуальные системы для принятия решений и предиктивная аналитика (20% респондентов). 

В пятилетней перспективе большинство опрошенных планируют использовать аналитические решения на основе искусственного интеллекта для выявления закономерностей и отклонений (36%), при том, что сегодня их использует только 13% компаний. Сохранится актуальность решений для персонализации (35%) и чат-ботов (35%).

Среди основных рисков внедрения 39% респондентов выделили репутационные риски (влияние на имидж бренда неудачных кейсов, последствия решений, принимаемых искусственным интеллектов и др.). Такое же число респондентов (39%) указало на риск безопасности использования искусственного интеллекта. 28% респондентов отметили риск несоответствия полученной выгоды от внедрения искусственного интеллекта затратам на реализацию проекта по внедрению. 

Основными вызовами при внедрении искусственного интеллекта для российских ритейлеров являются необходимость изменения существующих бизнес моделей  - так ответили 35% респондентов, а также недоверие к решениям, принятым искусственным интеллектом (33%) и финансовые ограничения (30%).

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

При подготовке исследования были использованы методы количественного и качественного экспертных интервью. Кроме того, был проведен анализ вторичных данных.

Эксперты исследования - представители российского онлайн и офлайн-ритейла, а также международных ритейлеров, имеющих представительство в России.

Качественная часть исследования включает: 

— одно групповое фокусированное интервью, в котором приняли участие 10 экспертов (проведено 8 октября 2019 г. в рамках РАЭК ECom Day 2019 );
— 8 индивидуальных фокусированных интервью (проведены с ноября по декабрь 2019 г.).

Средняя продолжительность интервью - 46 минут. Интервью были взяты либо лицом к лицу (face-to-face), либо онлайн с использованием программы Skype.

Количественная часть исследования включает онлайн-опрос, проведенный с 31 октября по 04 декабря 2019 г. Количество завершенных интервью - 100. Общее число вопросов в анкете - 27. Средняя продолжительность заполнения - около 10 минут.

56% респондентов представляют сферу офлайн и онлайн-ритейла, 29% - онлайн-ритейл, 13% - офлайн-ритейл, 2% являются экспертами-аналитиками в сфере ритейла и электронной коммерции. 

Анкетирование респондентов произведено с использованием ресурса RUNET- ID.

АРХИВ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ТЕМЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА:

“Цифровая экономика от теории к практике: как российский бизнес использует искусственный интеллект”

КОНТАКТЫ

Аналитический отдел РАЭК
analytics@raec.ru
a.raec.ru