«Нам бы только ночь простоять да день продержать» или рассказ о том, что останется в Москве после мундиаля

Дата публикации: 25 Июля 2018

«Нам бы только ночь простоять да день продержать» или рассказ о том, что останется в Москве после мундиаля

Этот текст я откладывал четыре недели подряд. Признаюсь, сомневался, что удастся его написать так, как хотелось бы. С гордостью! Когда не стыдно ни за один день большого события для Москвы и для России — Чемпионата мира по футболу. Сегодня, как говорится, могу себе позволить.

ДИТ в столице отвечает, в том числе, за связь — стационарную, мобильную, wi-fi. Конечно, в тесном сотрудничестве с операторами. Но «по шапке», в случае чего, прилетает нам. Поэтому к мундиалю мы начали готовиться за несколько месяцев. Ключевая задача, которую в этой части поставил нам Мэр, звучала так — «связь должна быть всегда!»

Интернет и сотовая связь

Знаете, сколько трафика потребили москвичи и гости города за месяц чемпионата? 144 Пбайт данных! Как понять, сколько это? Например, это 72 триллиона фоток на Facebook. Или 11 000 фильмов в формате 4К. Или 3 тысячи экземпляров оцифрованного фонда Библиотеки имени Ленина.

Чтобы подобное стало возможно, ДИТ совместно с операторами обеспечили стопроцентное покрытие самыми современными сетями сотовой связи и Wi-Fi стадионов «Лужники», «Спартак», ЦСКА, Фестиваль болельщиков на Воробьевых горах и прилегающие к ним территории. На ключевых объектах максимальная скорость мобильной передачи данных достигала — 260 Мбит/с. Это позволяет скачать видео всего матча в формате HD в течение 4-х минут.

За время проведения ЧМ в Москве не было зафиксировано ни одного серьезного сбоя в работе связи. 7 июля во время матча ¼ финала между сборными России и Хорватии был установлен абсолютный рекорд (!) пиковой нагрузки на сотовые сети в Москве. Предыдущий (традиционный) пик нагрузок отмечался в первые часы новогодней ночи и был меньше в 1,5 раза!

Сейчас я говорю об этом спокойно. Но несколько месяцев назад эти цифры казались сумасшедшими. Откровенно говоря, к некоторым из них мы были не готовы.

Например, на подготовительном этапе мы ориентировались, что фанзону будет посещать 30-35 тысяч человек. Но уже в первый день число зрителей достигало 70 тысяч человек! Мы поняли, что это не предел, и в ту же ночь начали наращивать емкость. В итоге, например, в день матча Россия — Испания 1 июля фанзону посетили 175 тысяч человек! Жалоб на связь в тот день не поступило.

Отдельно расскажу о «Лужниках». Инфраструктура сотовой связи на стадионе не просто технически сложная и затратная для операторов. Она не имеет аналогов в России, а, возможно, и в мире! Потому что сам по себе стадион уникальный! Рекордная вместимость арены — более 80 000 человек. И чтобы обеспечить всех болельщиков связью, нам пришлось справиться с непростой архитектурой, множеством радионепрозрачных стен и перекрытий, а четырем независимым операторам — построить свои линии связи.

В итоге мы построили 15 аппаратных, разместили там 140 базовых станций, которые обеспечили покрытие стадиона 650-ю антеннами. Вокруг стадиона по маршрутам следования болельщиков было установлено более 50 внешних базовых станций на крышах зданий и осветительных опорах. Это самое плотное в России размещение базовых станций — около 200 БС на 1 кв.км., которое выдерживает нагрузку в 150 000 абонентов одновременно.

Надеюсь, нам удалось добиться главного — обеспечить высокоскоростной и качественной связью требовательных и продвинутых болельщиков со всего мира и доказать, что бесплатный интернет может быть высокоскоростным. И недорогим! Напомню, что стоимость мобильного интернета в Москве в 3-4 раза меньше, чем в Лондоне и в 5-8 раз ниже нью-йоркской цены. Показательно, что приезжая в Москву, зарубежные гости массово покупали и пользовались сим-картами российских операторов.

Кстати, мы не просто открыли зарубежным фанатам доступ к сети Moscow_WiFi_Free по паспорту болельщика. Мы разработали памятку по информационной безопасности, где дали перечень официальных сетей Wi-Fi, настоятельно рекомендовали не подключаться к неизвестным сетям, отключить функцию автоматического подключения и быть осторожнее с онлайн-покупками.

Да, во многом именно чемпионат мира помог нам в части связи преодолеть еще один лестничный пролет к будущему, о котором мы мечтали и к которому уверенно шли. Разумеется, мы не ставили цель удивить гостей чемпионата, нам было важно не разочаровать их. Ведь хорошая связь — то, что все мы давно заслужили.

Тысячи зорких глаз

Однако ДИТ не только помогал болельщикам делиться радостью от побед своих команд, но и заботился об их безопасности, работая рука об руку со службами безопасности.

В Единый центр хранения и обработки данных (ЕЦХД) были интегрированы видеокамеры стадионов «Спартак» и «Лужники», фан-зоны на Воробьевых горах и другие «захваченные футболом» столичные территории.

Только в «Лужниках» на стадионе и прилегающей территории за порядком следили 3276 камер видеонаблюдения. Это, в том числе, 126 камер на станциях метро «Спортивная», «Воробьевы горы», «Фрунзенская», «Парк культуры», «Университет» и «Ломоносовский проспект». При этом 61 камера наблюдала за подземными пешеходными переходами и подэстакадным пространством.

На «Спартаке» и вблизи стадиона работали 619 камер. Не остались без внимания подземные переходы, остановки и ближайшие станции метро — «Спартак», «Тушинская», «Щукинская». А фан-зону на Воробьевых горах обслуживали 393 камеры.

Срок хранения информации с камер видеонаблюдения, имеющих отношение к инфраструктуре ЧМ, был продлен до 40 суток.

Камеры видеонаблюдения позволили нам решить целый ряд важнейших вопросов: следить за загрузкой и выгрузкой стадионов, безопасностью во время проведения мероприятий, перекрытиями улично-дорожной сети и направлениями движения болельщиков во время массовых гуляний в городе, деятельностью городских служб, волонтеров, оперативного перераспределения сил и средств силовых структур и реагирования на внештатные ситуации. Это, в свою очередь, позволяло оперативно принимать решения и координировать деятельность всех заинтересованных структур.

Преступникам не место на трибуне

Очевидно, что мероприятия подобного масштаба требуют особо пристального внимания со стороны правоохранительных органов. Но в том же время, их работа не должна портить праздник людям.

На ЧМ мы в очередной раз попробовали в действии сервис видеоаналитики, над которым работаем уже не первый год. Какие задачи решал сервис:

  1. Точный подсчет численности зрителей на каждой площадке. Благодаря сервису мы знаем, что за все время проведения чемпионата территорию, например, Фестиваля болельщиков посетило 1,9 млн человек.
  2. Оперативная помощь сотрудникам полиции, досматривающим посетителей. Им было выдано более 50 специальных смартфонов. При попадании в объективы камер лиц, схожих с лицами из баз розыска, на устройства приходили оповещения. В результате удалось задержать 98 лиц из баз правоохранительных органов, в том числе 12 лиц, числящихся в федеральном розыске.

Чемпионат мира по футболу стал для Москвы незабываемым и очень важным событием. Просматривая соцсети сегодня я замечаю, что многие сетуют — праздник ушел и в Москве ничего не осталось. Не соглашусь. Помимо гордости за наш город, теплых воспоминаниях об этом ярком летнем месяце, в Москве останется сильная инфраструктура связи, как минимум и полученный интенсивной работой опыт для будущего развития города.